МИЛОГИЯ -ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ
|
ТЕЗИС 4.О ТЕОРИИ ЭВОЛЮЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМИз анализа эволюции социальных отношений впервые был сделан вывод о том, что закономерности иерархии полностью распространяются и на социальные организмы, в том числе и такие, как Коллективный Разум и Суперцивилизации. Анализ социальных отношений позволил также впервые сделать вывод не только о том, что эволюция общественных систем осуществляется в соответствии с принципами самоорганизации не живой и живой Природы, но и о том, что впервые заложена концепция построения нового общества на действительно научном фундаменте, заложены основы новой теории эволюции социальных систем. 1. Человек - естественный продукт природы, созданный в соответствии с законами иерархии. Это общественное животное. Поэтому как процессы его жизнедеятельности, так и процессы, происходящие в человеческом обществе, должны отражать и отражают в себе основные закономерности сложных иерархических систем. 2. Социальные системы являются самыми сложными иерархическими системами, которые с полным правом можно назвать социальными организмами, которые отличаются от живых организмов тем, что последние представляют собой единую целостную систему, а социальный организм представляет собой популяцию живых организмов, которая под влиянием внешних и внутренних факторов, может представлять или единый целостный организм, или распадаться на социальные группы особей или даже на отдельные особи. Поэтому в социальных организмах действуют те же самые механизмы саморегулирования численности “популяции”, что и в сообществах биологических организмов. Разница лишь в том, что “жизненное пространство” человека имеет чрезвычайно сложный и многообразный, мультидвойственный спектр. В таких системах естественные механизмы саморегулирования, самовоспроизведения и саморазвития или не работают совсем, или работают не эффективно. Поэтому необходимо развивать и совершенствовать механизмы регулирования, воспроизведения и развития (совершенствования) таких систем. Куда движется общество? Какие его ждут перспективы? До настоящего времени это никому не было ясно, т.к. практически отсутствуют теории, в соответствии с которыми эти процессы можно оценивать и прогнозировать конечную цель эволюции общества. Здесь нельзя опираться только на интуицию и опыт, нужен твердый фундамент научного анализа. Новая наука позволяет дать соответствующие рекомендации и найти ответы на эти вопросы. 3. Огромное значение при анализе процессов, происходящих в обществе, имеют процессы формирования так называемых элитных групп, которые создаются и функционируют во всех сферах общества и способны обеспечить качественное функционирование всех общественных институтов. Особое значение необходимо уделять созданию, развитию и совершенствованию различных общественных организаций, функционирующих на принципах самоорганизации. Эти общественные организации должны стать полноправными элементами управления общественными процессами. Институты власти должны в своей деятельности опираться на эти общественные организации, функции которых могут носить многоуровневый локальный или даже глобальный характер. В социальных системах, несмотря на их чрезвычайную сложность, во многих сферах социальных отношений возможно использование принципов самоорганизации, например, на основе баланса властей на всех уровнях властных структур, баланса полномочий, баланса интересов всех социальных групп общества. 4. Рождение в социальных отношениях все новых уровней иерархии порождает проблемы “жизненного пространства” не только отдельных индивидуумов, но и любой другой социальной оболочки или подоболочки. Социальная напряженность в обществе во многом будет зависеть от проблемы решения “личной территории” индивидуумов. В соответствии с закономерностью об ограниченности и замкнутости любой иерархической оболочки, каждый человек должен иметь свое индивидуальное самодостаточное жизненное пространство (физическое, духовное, религиозное, виртуальное, …). Отчуждение человека от своего личностного аспекта "социальной территории" порождает у него не только чувство неполноценности, неуверенности, стресс и т. д., но и другие негативные последствия, например, чувства агрессии, экстремизма. Попытка запретить проявления экстремизма, может только усилить социальную напряженность в обществе, т. к. эти попытки не устраняют причин проявления подобных чувств поиска человеком своей “территории”, пусть даже виртуальной, но своей. 5. Понятия справедливость, равенство, неравенство являются понятиями системными, целостными. Интеграция личностных и общественных понятий, всегда будет порождать“ дефект масс” и носить осознанный, с точки зрения нового мышления, характер (справедливости, свободы выбора и т.д.). 6. В социальных системах со сложной структурой все социальные отношения носят интегрированный характер отношений партнерства и соперничества. Отношения партнерства характеризуют гармоничные отношения и представляют собой единство противоположностей. Отношения соперничества характеризуют борьбу противоположностей. Совокупность этих отношений порождает в общем случае диалектический закон единства и борьбы противоположностей. 7. Манипулирование человеческим сознанием, которое осуществляется во все более глобальных масштабах, свидетельствует о массовом использовании оружия нового поколения – пси - оружия. Человеческая цивилизация фактически уже давно использует это оружие в своих интересах, и зачастую его эффективность превосходит все другие. Используя пси - оружие средства массовой информации создают искаженные представления у человека о его жизненном пространстве, его территории, подавляют и зомбируют его естественные реакции, превращают его в биоробота. 8. По мере усложнения мультидвойственных отношений в социальных системах все чаще возникают предпосылки к возникновению локальных конфликтов, которые имеют тенденцию, в силу закономерности интеграции, трансформироваться в глобальные конфликты. Поэтому одной из важнейших проблем человечества становится проблема предвидения и предотвращения подобных конфликтов, проблема совершенствования системы научного прогнозирования. Положение усугубляется тем, что огромное множество законов, принимаемых законодательными органами, не имеют под собой естественно - научной базы, т. к. направлены исключительно на удовлетворение интересов отдельных лиц, классов и политических групп и группировок. Если в законах не будут учитываться закономерности иерархии, принципы высшей демократии, то цивилизацию ждет неминуемая гибель. 10. Закономерность интеграции по отношению к сложным иерархическим системам свидетельствует о том, что при стихийных процессах эволюции мы можем получить неуправляемую интегрированную структуру - раковую опухоль, которая приведет к гибели социальной системы. Поэтому процессы интеграции в социальных системах необходимо тщательно проектировать с использованием принципов самоорганизации (самодостаточности, саморегулирования, самовоспроизведения, саморазвития). 11. Социальные системы являются самыми сложными иерархическими системами и в них постоянно происходят фазовые переходы, которые приводят к смене общественных формаций путем революций, реформ, разрешения возникающих противоречий и т. д. При этом чем сложнее мультидвойственные социальные отношения, тем интенсивнее происходят фазовые переходы, характеризуемые сменой собственных значений системы (собственные общественные «ценности» и собственные законы сохранения этих «ценностей»), представляющую собой систему ограничений целевой функции общества. В качестве общественных «ценностей» могут служить и служат, например, традиции общества, господствующая религия и язык, действующее законодательство и т. д. В современном обществе, в силу структурной перегрузки его мультидвойственных отношений, все чаще происходят процессы переоценки тех или иных общественных ценностей. Новая наука, определяющая с общих позиций основные свойства и особенности фазовых переходов в социальных системах, способна создать критерии для формирования общественных ценностей общества, которые отвечали бы интересам большинства и служили бы целям формирования общества, построенного на многоуровневых принципах самоорганизации. 12. Применительно к социальным системам принципы самоорганизации обоснованы как принципы высшей демократии, которые должны быть закреплены в законодательном порядке. Если принципы самоорганизации лежат в основе эволюции живой и не живой материи, то принципы высшей демократии составляют основу эволюции социальных систем. Поэтому, руководствуясь принципами самодостаточности, саморегулирования, самовоспроизведения и саморазвития, необходимо осуществить крупные реформы во всех сферах деятельности человека и, прежде всего, в сфере структуры и функций собственности, органов образования и воспитания, органов самоуправления, органов управления и регулирования, законодательных органов. В процессе эволюции социальных систем должны совершенствоваться как институты демократии, так и институты диктатуры в соответствии с принципами самоорганизации общества, принципами высшей демократии. Так, в соответствии с принципом самодостаточности на всех уровнях иерархии должны быть определены наборы соответствующих целевых функций, необходимыми для управления процессами саморегулирования, самовоспроизведения и саморазвития на соответствующих уровнях иерархии. Совокупность этих целевых функций, предусматривающих балансы интересов всех социальных групп и слоев и будет формировать единую самосогласованную целевую функцию общества, его высшей демократической формы. Функции, переданные самодостаточными социальными структурами на откуп вышестоящим уровням социальной иерархии, могут интерпретироваться этими структурами как диктаторские формы управления, т. к. предусматривают отношения подчиненности. Насколько правильно будут определены такие базисные наборы целевых базисных функций, настолько более разумными будут сочетаться методы демократии и диктатуры в данном обществе. Совокупность таких методов управления обществом, разработка механизмов их реализации и должна определять главные направления социальных реформ всех социальных обществ. 13. Учет требований законов иерархии и вытекающих из них принципов самодостаточности, саморегулирования, самовоспроизведения, саморазвития позволит разрабатывать новые методы прогнозирования. Существует много самых разных методов оптимизации сложных систем, имеющих самые разные названия, но в их основе лежат фактически одни и те же идеи о фазовых переходах системы из одного состояния в другое в некотором иерархическом пространстве фазовых переходов. Очевидно, что эти методы могут быть использованы и применительно к социальным системам. В этом будущее социальной прогностики. 14. Для успешного решения задачи по созданию будущего общества, необходимо на основе научных методов прогнозирования создавать целенаправленные программы развития общества, направленные на повышение целостности общественной системы в целом и обеспечение самодостаточности ее отдельных подсистем, их саморегуляции, самовоспроизведения, саморазвития и других норм и принципов высшей демократии, во всем многообразии демократических форм, основанных на этих принципах. 15. Законы милогии позволили обосновать концепцию построения нового общества, которое необходимо строить не стихийно, под воздействием только рыночных отношений, а создавая соответствующие стимулы для эволюции общества в нужном направлении, создавая соответствующие институты для предотвращения «болезней» общества, для проведения соответствующих профилактических мероприятий. 4.1. О ПРИНЦИПАХ ВЫСШЕЙ ДЕМОКРАТИИЧто такое демократия? Большинство наших современников над этим, пожалуй, не задумывается, считая, что и так все ясно. Суждения высказываются наивные, причудливые и удивительные: говорить то, что думаешь, свобода выбора, равенство людей независимо от постов, справедливые отношения между людьми, когда наверху слушают, что говорят внизу, власть народа, когда люди объединяются и помогают друг другу, возможность делать то, что тебе нравится и т. п. Поэтому имеет смысл рассматривать не отдельные признаки и элементы демократии, такие как свобода слова, равенство, справедливость и т. д. , а принципы, в соответствии с которыми из этих «демократических» элементов строятся мультидвойственные демократические отношения в обществе. Другими словами, под демократией надо понимать не набор демократических элементов, существующих в том или ином обществе, а набор соответствующих принципов, определяющих характер демократических отношений и их взаимосвязь с демократическими элементами. Если общество будет жить по этим принципам, значит в этом обществе будут существовать гармонические мультидвойственные отношения. Принципы, определяющие характер демократических отношений, должны носить фундаментальный характер и, следовательно, отражать принципы самоорганизации. Принципы самоорганизации просты и не являются новыми в науке. Применительно к общественным системам принципы самоорганизации материи будут соответствовать принципам высшей демократии. Если тот или иной элемент, входящий в набор параметров демократической модели (свобода, равенство,..), соответствует принципам высшей демократии, то можно с полной уверенностью говорить о том, что соответствующие демократические отношения удовлетворяют требованиям демократии. Если все демократические отношения соответствуют нормам высшей демократии, значит в данном обществе существуют и эффективно функционируют механизмы истинной демократии. Поэтому эти нормы должны быть заложены в фундамент общества будущего, о котором человечество мечтает уже много тысячелетий. Самодостаточность. Это очень важный принцип, в соответствии с которым каждый индивидуум, каждая социальная или общественная группа могла эффективно реализовывать свои целевые функции, в соответствии с существующими в обществе ограничениями и законами сохранения общественных ценностей. В соответствии с данным принципом и существующими в обществе ограничениями и законами сохранения общественных ценностей, каждому индивидууму, каждой социальной или общественной группе, стоящих на том или ином уровне иерархии общества, в законодательном порядке гарантируются соответствующие права. Принцип самодостаточности обеспечивает каждому члену общества как самостоятельность и индивидуальность в их деятельности, так и самобытность. В социальных системах самодостаточность проявляется в несколько специфической форме. Это определяется тем, что в силу закономерности интеграции происходит взаимопроникновение систем друг в друга вместе со своими целевыми функциями. Если в обществе, на каждом уровне его иерархии будет обеспечен баланс между соответствующими целевыми функциями отдельных общественных систем и подсистем, то можно утверждать, что в таком обществе существует самосогласованное поле целевых функций, отражающее мультидвойственные отношения гармонии в обществе, баланс интересов всех социальных групп и слоев. Совокупность таких целевых функций составляет единое самосогласованное поле общества и отражает самодостаточность общественных систем и подсистем этого общества. Это самосогласованное поле, предусматривающее баланс интересов всех социальных групп и слоев общества, и будет характеризовать сущность высшей формы демократии. Очевидно, что в интересах самодостаточности необходимо, чтобы как минимум 2/3 этих функций выполнялись в самой социальной структуре. Это сугубо внутренние функции той или иной ячейки общества. Они реализуются на основе сугубо внутренних законов этих ячеек. Внутренние функции не прозрачны для внешних систем. Для всех внешних систем, контролирующих и обеспечивающих условия функционирования какой-либо конкретной ячейки общества, прозрачны только 1/3 целевых функций системы. Такая прозрачность необходима для формирования единого самосогласованного механизма функционирования общества, механизма синхронизации происходящих в нем процессов. Четкая, юридически значимая граница самодостаточности позволяет рационально организовывать взаимоотношения социальных субъектов и политической системы в целом, отчетливо различить врагов, соперников, попутчиков, союзников, друзей, что создает основу для формирования целой гаммы разнообразных и рационально организованных мультидвойственных отношений как с «внешним», так и с «внутренним» миром. Реализация на том или ином уровне иерархии таких понятий как самоопределение, суверенитет и т. д., без обеспечения соответствующей самодостаточности может стать губительной для соответствующих социальных групп, народностей и т. д. Но и в том случае, если та или иная социальная группа, народность, национальность и т. д. будет обладать самодостаточностью, необходимо учитывать, что попытка этих групп замкнуться от общества в рамках самоопределения, суверенитета и т. п. будет губительной, так как могут быть нарушены интеграционные связи и, как следствие, будет разрушена основа для обеспечения самодостаточности этих групп. Самодостаточность в рамках общества будет самодостаточной только тогда, когда она будет осуществляться не в ущерб общества и не за счет общества. Саморегуляция. С развитием демократических и партийных систем, систем сдержек и противовесов, демократия трансформируется, укрепляется, оказывается способной интегрировать способы организации (парламентаризм, президентство и т. д.). С развитием и усложнением политических систем возникает необходимость их гибкой перестройки и реакций на сложные социальные процессы. Возникает все более осмысленное понимание того, что эти процессы необходимо регулировать. Возникает демократия участия, предполагающая постоянную дискуссию и инновацию. Это демократия осознанного открытия новых процедур политического саморегулирования и регулирования. Поэтому можно говорить о том, что понятие демократия включает в себя принцип саморегуляции. Самовоспроизведение. Деятельность индивидуума, социальной группы, общества в целом должно осуществляться в соответствии с данным принципом так, что до тех пор, пока этот индивидуум, социальная или общественная группа будет востребована обществом, до тех пор должны сохраняться условия их воссоздания. Как только индивидуум, социальная группа исчерпает возможности своей целевой функции и перестанет соответствовать своему предназначению, то условия воспроизведения исчезнут и принцип самовоспроизведения перестанет «работать», разрушается баланс интересов и данный тип индивидуумов, специалистов, социальных групп, общественных организаций становится не востребованным на соответствующем уровне иерархии общества. До тех пор же, пока в обществе существует потребность в той или иной социальной группе, до тех пор должны существовать механизмы ее воспроизведения. Для индивидуумов, обладающих определенными знаниями, общественными и профессиональными навыками, важное значение для воспроизведения имеют условия воспитания, образования, опыта работы и конкурсного отбора индивидуумов. Саморазвитие. Самовоспроизведение той или иной части социального общества еще не означает, что будут обеспечены условия для саморазвития этой части общества. Если в обществе есть необходимость, если индивидуум или социальная группа на том или ином уровне социальной иерархии решают важные для общества задачи, максимизируя, например, целевую функцию этого уровня иерархии общества, то возникают условия для саморазвития этих индивидуумов и социальных групп и в количественном, и качественном отношениях. В количественном отношении этот принцип означает наличие соответствующих стимулов к самовоспроизведению. В качественном выражении, путем трансформации их собственных целевых функций, должны предусматриваться стимулы к переходу соответствующего индивидуума или социальной группы к решению перспективных задач на более высоком уровне иерархии общества. Главная опасность, вытекающая из закономерности интеграции сложных систем заключается в том, что за счет усложнения мультидвойственных отношений, когда в предельном случае эти отношения устанавливаются по принципу «каждый с каждым», демократические институты становятся не эффективными, отношения субординации становятся все слабее, государство «отмирает». Поэтому в современном демократическом обществе должны быть созданы специальные органы саморазвития государства и общества, которые будут заниматься системным анализом эволюции мультидвойственных социальных отношений и на основе этого анализа создавать соответствующую законодательную базу, осуществлять «прополку» избыточных социальных связей, удалять «сорняки». Очевидно, что такие органы саморазвития должны входить в структуру всех самодостаточных социальных образований. Должны быть в законодательном порядке оформлены условия, обеспечивающие принцип саморазвития тех или иных социальных членов общества, должны быть разработаны инструменты и методы научного прогнозирования спроса и предложения этих членов общества на ближайшую и отдаленные перспективы. Механизмы саморазвития должны предусматривать мероприятия по профилактике социальных систем и подсистем, удаление не нужных, отживших систем и восстановление, регенерация ослабленных, но важных для систем элементов и подсистем. Если профилактика будет не эффективной, то в системе будут возникать различные болезни. По этой причине и механизмы саморазвития будут также работать не эффективно, т. к. своевременно не будет осуществляться «чистка», «прополка» и «смазка» системы, не будут подготовлены условия для выявления ростков нового и создания стимулов для их развития. Главная функция саморазвития заключается в естественном или искусственном отборе (селекции) наиболее жизнеспособных элементов и подсистем. В социальных системах такие жизнеспособные элементы выявляются в результате соответствующего воспитания, обучения и конкурсного отбора. Реализация принципов высшей демократии, основанных на принципах самоорганизации социальных систем, не предполагает самоустранения государства и общества от регулирования социальных отношений, а наоборот, предполагает регулировать эти отношения таким образом, чтобы они осуществлялись в полном объеме, в соответствии с этими принципами. С появлением биороботов в эволюции человека начнется принципиально новый этап. Особенности этого переходного этапа к новой высшей ступеньки иерархии будет заключаться в том, что достижения биотехнологии (клонирование, замена больных или поврежденных органов, устранение уродств и дефектов развития органов, и т.д.) будут использоваться все более интенсивно. Использование биотехнологий на генном уровне позволит не только решать задачи долголетия человека, но и задачи создания более совершенных органов, или вообще новых органов. Появятся новые инструменты, которые могут использоваться в интересах саморегуляции, самовоспроизведения и саморазвития общества в целом. Поэтому нельзя исключать возможность интеграции человека и биоробота, т. к. это может вывести человечество на совершенно новый уровень развития. Возможно, что человечество даже будет вынуждено прибегнуть к этим мерам, например, в случае, когда техногенная среда будет становиться все более и более не пригодной для жизнедеятельности человека. В процессе эволюции, в соответствии с законами иерархии, человек все более и более будет уподобляться богу (бессмертному, вездесущему и всезнающему) и являться неотъемлемой частью Сверхразума цивилизации. 4.2. О НОВОМ МЫШЛЕНИИПринципы высшей демократии не не приходят сами собой. Для их реализации необходимо осуществить соответствующие реформы общества. И самая первая реформа должна быть направлена на формирование нового мышления. Без нового мышления проведение реформ невозможно. Пришло время объединения знаний о человеческой сущности, среде его обитания, о смысле его жизни с единых позиций. Идеологический аспект. Идеологии в политической системе принадлежит немаловажное место . Это и естественно, поскольку проблемы идеологии трудно отделить от проблем, касающихся авторитета власти, властных отношений и т. д. Она призвана придавать значимость социальным отношениям между людьми, объяснять политические реальности в свете той или иной идеологии.Однако идеология не может обязать человека действовать определенным образом, как это делают правовые нормы. В отличие от партии, в идеологии нет ни руководителей, ни подчиненных, она имеет только сторонников. Без дисциплины, связывающей партию, сторонник идеологии рискует быть вовлеченным в вечный спор относительно того, что именно идеология предписывает. Идеология обеспечивает категориями и понятиями, с помощью которых обосновываются или отвергаются те или иные политические институты, действия, политический курс и т. д. В обществе могут сосуществовать несколько конфликтующих друг с другом идеологических и идейно-политических течений, хотя, как это имеет место при тоталитаризме, бывают ситуации, когда господствующая идеология стремится полностью подмять под себя все остальные. Наши предки, страшась мирской суеты, уходили в монастыри, становились отшельниками и т. д., создавая тем самым для себя спасительную нишу, в которой они чувствовали себя более комфортно, т. к. в этой нише отношения с окружающим миром были гораздо проще отношений светского общества.В современных условиях, в условиях сложных мультидвойственных отношений невозможно уйти от жизни. Поэтому такие спасительные ниши необходимо создавать искусственно, с тем, чтобы отношения каждого индивидуума с окружающим миром его миром сделать более гармоничными. И этим целям может служить определенная идеология, которая будет доводить до сознания (и подсознания) каждого знания о том, что в нашем сложном мире существуют определенные системы ограничений и законы сохранения «общественных ценностей», которые необходимо соблюдать и сохранять. Тогда каждый индивидуум будет понимать, что он живет в мире, имеющем духовные, физические, моральные, общественные и другие границы, в соответствии с которыми у него будут формироваться принципы «разумного эгоизма», своя идеологическая ниша, в которой будет проводиться профилактика «болезней» его внутреннего мира. Потребность человека в такой идеологии существовала всегда. Так во всех религиях, религиозных и других сектах заложены принципы профилактики человека от «духовных болезней», возникающих в «светском» мире.Основу для создания внутреннего мира человека с системами самоограничений заключается в знании и правильном использовании законов самоорганизации. Если такая задача будет успешно решена, то и в обществе восторжествуют идеология высшей демократии. Эта идеология будет заложена во внутренний мир каждого. Следование принципам высшей демократии может и должно стать новой идеологией человечества. Это идеология построения общества будущего, которое будет строиться не на утопических принципах всеобщего рая, не на религиозных учениях и догмах, не на идеях общества потребителей, а на принципах высшей демократии, на действительно научной основе. История уже знает примеры, когда в основу господствующей идеологии общества закладывались научные основы - теория социализма и коммунизма. Однако извращенная практика строительства нового общества привела к тому, что теория коммунизма оказалась утопией, а мировая система социализма оказалась не эффективной. Основное достоинство новых идеологических принципов, вытекающих из принципов самоорганизации материи, принципов высшей демократии заключается в том, что они не определяют названий новым обществам, не вешают на них те или иные ярлыки. Они раскрывают механизмы гармоничного функционирования высокорганизованных социальных организмов. Они «говорят» всем о том, по каким законам природы должно жить общество, чтобы оптимальным образом осуществлять процессы своей жизнедеятельности на основе собственных убеждений. 4.3. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОБРАЗ МЫШЛЕНИЯ И ЗАКОНЫ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ1. Экономические потребности общества безграничны, а его экономические ресурсы ограниченны. На данном этапе эволюции это противоречие, которое стимулирует процесс производства Из ограниченности экономических ресурсов вытекает необходимость хозяйственной (экономической) деятельности, направленной на трансформацию экономических отношений и приспособление экономических ресурсов в целях удовлетворения экономических потребностей. В условиях расширенного воспроизводства, в силу ограниченности ресурсов, все более и более будет обостряться кризисы, которые будут носить все более глобальный характер. 2. Анализ рыночных отношений показал, что в их основе лежат отношения полезности. По мере эволюции социальных систем происходит все большее усложнение социальных отношений. Усиливаются процессы, характеризующие напряженность социальных отношений. Помимо кризисов в самых разных сферах общественных отношений, социальные отношения будет характеризоваться более частыми ритмами смены одних тенденций на другие. Например, в рамках одной и той же социальной системы могут стать возможными отдельные проявления рабовладельческих, феодальных, капиталистических, социалистических отношений. Поэтому современное общество должно быть готово к появлению негативного спектра расщепления общественных отношений, которые могут стать негативным проявлением “истинной демократии”. 3. Анализ рыночных отношений показал также, что механизмы рыночных отношений удивительным образом совпадают с механизмами регуляции численности популяций сообществ насекомых и животных. Так, если численность популяции заменить на объем сделок “купли-продажи”, ограниченную территорию обитания биологического сообщества на “территорию” конкретного рынка, то аналогия будет полной. Связь экономической теории полезности с отношениями полезности в биологических организмах позволяет с уверенностью сделать вывод, что теория полезности с успехом может быть распространена и на сферу социальных отношений. По мере увеличения сложности рыночных отношений естественные механизмы саморегуляции, самовоспроизведения, саморазвития этих отношений уже не смогут обеспечить оптимальное функционирование системы. Необходимо создавать и стимулировать искусственные механизмы регулирования этих отношений. 4. Анализ функционирования экономических объектов может эффективно осуществляться с использованием теории подобия, в основе которой лежат принципы инвариантных преобразований собственных подпространств Кредитно-Финансовой Системы. 5. В основе формирования экономического образа мышления лежат принципы самоорганизации материи. Именно в экономике, как ни в какой другой науке, эти принципы используются в полном объеме, являясь следствием проявления законов эволюции систем в области экономики, следствием рыночных отношений, отношений спроса и предложения. При этом важно знать, что рыночные отношения осуществляются на принципах самоорганизации, но самоорганизации не стихийной, а регулируемой, стимулируемой соответствующими государственными, социальными и экономическими институтами. Практически в любой экономической структуре можно выделить ту или иную самодостаточную часть (сегмент), который можно представить двойственным объектом, что каждый экономический субъект только тогда способен эффективно исполнять свои функции, если он является целостным, (самодостаточным), если он может самостоятельно вступать в рыночные отношения с другими самодостаточными партнерами. Принцип самодостаточности рыночных отношений является краеугольным камнем экономической науки. Так, с точки зрения экономики любая экономическая структура может быть самодостаточной и целостной, если она является самофинансируемой (минимум на 2/3). Для территориальных образований это требование самодостаточности может означать, что 2/3 налогов и сборов, собираемых на территории этого образования, должны оставаться в этом территориальном образовании, а 1/3 передаваться вышестоящим структурным образованиям.Это главное, но не достаточное условие самодостаточности. Собранных финансовых средств должно хватать не только на текущие расходы, но и на развитие территории. В России это условие самофинансирования за счет налогов и сборов необходимо отразить в реформе налоговой системы. Принципы саморегуляции, самовоспроизведения и саморазвития в экономике являются самоочевидными, т. к. они являются краеугольным камнем «чистых» рыночных отношений, лежащих в основе в экономической науки. В экономических структурах, также как и во всех других, существуют системы собственных ограничений. Наличие подъемов и спадов в экономике свидетельствует о наличии систем саморегуляции. В любом экономическом объекте всегда существуют критерии, в соответствии с которыми формируется та или иная целевая функция этой системы. Как правило, эти критерии преследуют цель достижения максимума (минимума) целевой функции системы. Чаще всего используется минимаксный критерий. Например, получение максимальной выгоды (пользы) при минимальных издержках, и т. д. Конечно, при анализе систем и выборе экономической модели, нужно учитывать, что в современных экономических моделях, имеющих сложный многоуровневый характер, подобные минимаксные модели в чистом виде не используются, в силу чрезвычайно сложных мультидвойственных отношений и различных интеграционных процессов, тем не менее они демонстрируют изначальные закономерности взаимодействия подсистем, те принципы, которые изначально были заложены Природой. 4.4. ОБ ЭВОЛЮЦИИ КОЛЛЕКТИВНОГО РАЗУМА1. Анализ эволюции Коллективного разума позволяет сделать вывод о том, что Супермозг будет устроен совершенно аналогично мозгу человека и функционировать по тем же самым законам. Процессы “мышления” присущи не только всем живым, но и социальным организмам. Эти процессы будут отличаться друг от друга уровнем сложности мультидвойственных отношений и понятий, составляющих “внутренний мир” этих живых и социальных организмов. Разум – понятие многоуровневое, мультидвойственное, эволюционное. Поэтому ни у кого не должно быть и тени сомнения в том, может ли Сверхразум мыслить. Уровень мышления у этого высшего разумного организма будет несравненно выше, чем у самого одаренного индивидуума, т. к. спектр мультидвойственных отношений процессов мышления у Сверхразума будет намного сложнее, чем у человека. Поэтому вопрос о том, можно ли создать искусственный Разум, не является вопросом. Коллективный Разум человечества, организованный в соответствии с принципами высшей демократии, по своим потенциальным возможностям является совершеннее любого человеческого индивидуума и поэтому способен создать искусственный Разум, более совершенный, чем разум отдельного индивидуума. И этот искусственный Разум будет также организован в соответствии с принципами высшей демократии. Впервые вскрыты удивительно простые механизмы формирования таких сложнейших понятий как "сознание" и "интуиция" и сделан вывод о том, что искусственный Разум также будет обладать подсознанием и интуицией, свойствами, которые являются главными характеристиками личности каждого индивидуума. Впервые вскрыты удивительно простые алгоритмы ассоциативного функционирования мозга, алгоритмы ассоциативного мышления, которое реализуется в соответствии с принципами самоорганизации. При этом фактически один и тот же алгоритм всегда используется мозгом как для поиска образов, хранящихся в его памяти, так и для их извлечения из памяти, последующей модификации и записи в память. Идеи, заложенные в этих алгоритмах, могут сыграть и сыграют важную роль в создании компьютеров нового поколения, с ассоциативным мышлением. 2. Будущность человечества в решающей степени зависит от того, насколько глубоко и полно Общество окажется в состоянии понять и усвоить принципы нового мышления и определить меру способности людей следовать ему, т. е. подчинить свою индивидуальность определенной общественной необходимости, жить в соответствии с принципами высшей демократии. Новая наука милогия дает новые представления о том, где проходит граница познания, доступного для Разума. И хотя принципиально мы не можем ответить на вопрос о том, сколь далеко пойдет развитие человеческого разума, насколько далеко человек, как биологический вид, продвинется в процессе самопознания Разума и в какой мере он будет способен предсказать дальнейшее его развитие. Не можем потому, что закономерность ограниченности и замкнутости свидетельствует о том, что структурные и функциональные уровни иерархии ограничены даже для Сверхразума. Но если человечество достигнет уровня Сверхразума, то оно будет способно найти и способы своего самосохранения. 3. Высшей ступенью совершенствования Коллективного разума является Сверхразум - коллективный мозг человеческой цивилизации, а сама цивилизация, по мере развития Сверхразума неизбежно превратится в Суперцивилизацию. Фактически человеческое общество уже едино. Нас объединяет общая экономика, технология, культура, религия, средства массовой информации. Пора от диких “рыночных” цивилизаций, какими являются в настоящее время все цивилизации без исключения, переходить к формированию Цивилизации Будущего, с развитыми механизмами регуляции, воспроизведения и развития, функционирующими в соответствии с высшими Законами Природы- законами и закономерностями иерархии. 4. Сверхразум является естественным продуктом интеграции. Коллективный разум в процессе своего функционирования, в процессе обучения и самообучения, все более и более увеличивает свои потенциальные возможности. Все более интенсивно происходят процессы интеграции человеческих индивидуумов и искусственного разума в единую сеть через систему сервисных оболочек. Создается единый Виртуальный человеческий мозг, которому присущи все основные функции мозга человеческого индивидуума и функционирующего в реальном масштабе времени. Человек, по мере роста своей “популяции” в силу естественных и искусственных ограничений, наложенных на его внешний и внутренний мир, вынужден все более и более интегрироваться, точно также, как из одноклеточных образовались многоклеточные организмы, также и человек, из “одноклеточного” под воздействием своего внешнего и внутреннего мира, все более и более интегрируется в единый “многоклеточный” организм, имя которому – Сверхразум. 5. Важнейшей задачей по формированию человечеством состояния Сверхразума является задача гармонизации Человека и Природы. Гармонизация взаимоотношений человека и природы ценна не только в собственно экологическом смысле. Задача гармонизации относится к тем еще далеким этапам развития взаимодействия человека с Природой, когда в противовес нынешнему глубокому конфликту с Природой будет создана реальная основа для единства человека с природой, гармоничного единства мультидвойственных отношений полезности. В противовес прежним идеям «борьбы с природой» необходимо создать программы гармонизации отношений со всеми живыми существами на земле. Основа для такой гармонизации -создание различных замкнутых биоциклов, использование безотходных технологий. Цель- не воссоздавать флору и фауну, вначале уничтожая ее, а сохранять, не уничтожая. 6. Достижения человечества в области компьютерных и информационных технологий общеизвестны. Прогнозы – еще более ошеломляющие. Но мало кто задумывался, что все эти достижения произошли всего из двух противоположных символов (0 и 1). Поэтому и возможности Супермозга, сотканного из мультидвойственных отношений, также безграничны, как и возможности информационной Вселенной. Поэтому и возможности нашей Вселенной также практически безграничны, несмотря на ее ограниченность и замкнутость. Может быть, когда-нибудь в будущем человечество научится создавать “тонкий” и другие миры, т. е. строить оболочки и подоболочки, о которых говорится в древних рукописях и легендах. 7. Календарь эволюции Вселенной, его шкала времени лишний раз свидетельствует, что весь окружающий нас Мир живет по экспоненциальным законам, по законам иерархии. Этим же законам подчиняется и время. На одном конце полюса Эволюции Систем это время течет медленно, на другом оно все более и более стремительно приближается к нулю, характеризуя неизбежный конец очередного цикла Эволюции, за которым последует новый цикл. Переход Разума из одного «измерения» времени в другое всегда будет означать его переход в качественно новое состояние, на качественно другой уровень иерархии. 9. Эволюция Коллективного Разума является только одной из возможных «траекторий» развития, определяемой свободой выбора человечеством того или иного пути на перекрестках многоуровневого дерева истории. Но для того, чтобы не зайти в тупик истории и достичь высшей ступеньки эволюции простой свободы выбора не достаточно. Свобода выбора должна быть осознанной, она должна иметь цель, которая должна формироваться в соответствии с новым мышлением.
|
©
Беляев М.И., "МИЛОГИЯ", 2000г. Книга "Основы милогии" может быть выслана в Ваш адрес наложенным платежом, либо ее можно купить по адресу: Москва, Ленинский проспект 40, "Дом технической книги", тел.(095)-137-06-33, метро "Ленинский проспект" . Принимаются заявки на новую книгу. URL1: www.newnauka.narod.ru URL2: www. newnauka.newmail.ru URL3: www.newnauka.boom.ru e-mail:newnauka@newmail.ru |